Перезапуск Робокопа и иллюзия свободы воли

Разговоры о том, чтобы перезапустить «Робокопа» велись ещё с 2005 года. С одной стороны, первый фильм Пола Верховена получился удачным. С другой, и второй, и третий «Робокопы» показали себя плохо. Последний, вообще, собрал меньше своего бюджета и получил преимущественно негативные оценки.

Но всё же в 2014 году перезапуск «Робокопа» состоялся. Над фильмом работала бразильская команда. В качестве режиссёра выступил Жозе Падилья, который до этого отснял две части «Элитного отряда». У «Отрядов» был хороший рейтинг, оба они были показаны на фестивалях, а первая часть даже получила «Золотого медведя» — высшую награду Берлинского фестиваля.

Интересно, что «Отряды» тоже рассказывали про будни полицейских, только не американских, а бразильских.

Перезапуск Робокопа и иллюзия свободы воли

Вместе с Жозе в создании «Робокопа» участвовала вся его команда, а именно: композитор Педро Бромфман, оператор Лула Карвальо, а также монтажёры. С точки зрения техники видно, что команда эта высокопрофессиональная. А ещё, в фильме ставится интересный вопрос иллюзии свободы воли. Но обо всём по порядку.

На производство фильма был выделен бюджет в 100 миллионов долларов, довольно средние деньги по меркам блокбастеров. С другой стороны, первый «Робокоп» обошёлся в 13 миллионов, что с учётом инфляции на сегодняшние деньги дало бы лишь 27 миллионов долларов.

Чем крупнее бюджет, тем сложнее отбить фильм, но зритель нулевых уже так избалован, что пытаться увлечь его скромным блокбастером — значит не заработать, вообще, ничего.

Перезапуск Робокопа и иллюзия свободы воли
Сэмюэл Л. Джексон

Что же вместилось в эти 100 миллионов? Для начала, несколько дорогих актёров. Например, роль ведущего-лоббиста играет Сэмюэл Л. Джексон, а он занимает второе место в списке актёров, которые сыграли в фильмах, собравших самую большую кассу. Чего только стоят «Мстители», собравшие в 2012 году 1,5 миллиарда долларов.

Недёшево мог обойтись и Гарри Олдман — в 80-х его называли лучшим молодым актёром современности, а в 90-е он сыграл в большом количестве блокбастеров. Олдман прославился тем, что мог создавать как образ негодяев, так и героев. В «Робокопе» его персонаж скорее положительный, но балансирующий на грани добра и зла — идеальная роль для Олдмана. Именно персонаж Олдмана и создаёт Робокопа.

Перезапуск Робокопа и иллюзия свободы воли
Гарри Олдман

А вот робота сыграл не столь маститый актёр — это швед Юэль Киннаман. Любопытно, что в своё время он пробовался на роль в «Торе», но не попал в фильм. Позже, в 2018, он сыграет главную роль в сериале «Видоизменённый углерод».

Помимо актёров, в «Робокопе» хорошо и с эффектами, все погони и драки отлично поставлены и сняты.

Одной из центральных тем первого фильма был вопрос доверия к машинам. В новом «Робокопе» сценаристы пошли ещё дальше — здесь поставлена любопытная дилемма. С одной стороны, роботы справляются с охраной лучше, чем человек — они быстрее, не делают ошибок и у них нет эмоциональных решений. С другой — американцы не хотят доверять свою безопасность роботам, ведь они ничего не чувствуют. Чтобы решить эту проблему и создают Робокопа — он вроде бы и человек, но к тому же и робот.

Американцам Робокоп нравится. Вот только возникает другая проблема — из-за чувств Робокоп медленнее принимает решения. И тогда его создатели, с помощью технологий, полностью убирают из Робокопа всё человеческое. Теперь это машина, которая думает, что она — не машина, но на самом деле, сидящий внутри человек к операциям не допускается. Иллюзия свободы воли. Машина стреляет, а человек думает, что решение принял он сам.

Перезапуск Робокопа и иллюзия свободы воли
Юэль Киннаман

Робот ездит на мотоцикле, носит чёрные доспехи и постепенно начинает забывать свою семью. Кстати, в отличие от первого «Робокопа», семья тут выходит на первый план — жене полицейского совсем не нравится то, что делают с её мужем. Как видите, у создателей получился не столько боевик, сколько социальная драма.

Ещё одна интересная тема — то, насколько совершенно честный робот может стать проблемой для города. Ведь некоторые решения управляющие принимают не совсем чисто — поймёт ли железка, что для людей это в норме вещей? А если не поймёт, то как отреагирует? В общем, со временем, роботы из находки превращаются в проблему.

Что в этом фильме получилось плохо, так это местами сыроватые сценарные ходы. К примеру, сразу становится понятно, что для корпорации жена робота будет проблемой, но вместо того, чтобы попытаться урегулировать конфликт заранее — управляющие корпорацией пускают его на самотёк.

Тем не менее перезапуск получился любопытным. Видно, что авторы старались не разочаровать фанатов старой франшизы и добавить в фильм свежих идей. В ближайшем будущем сценарист первого «Робокопа» обещает ещё один перезапуск — что же, ждём.

Киноакула