Первая симфония Чайковского. О чём она

Так уж вышло, что классическая музыка постоянно присутствует в фильмах. Я не буду занудствовать и утверждать, что такую музыку правильно называть академическая, ведь классицизм — это лишь один из периодов. К тому же не каждый выделит в кино на слух музыку эпохи барокко, которая тоже находит себе место на экране, один лишь Бах звучит в сотне фильмов, не говоря уж о Генделе. Так что пусть всё это будет классика.

А вот симфониям композитора эпохи романтизма Чайковскому в кино уделяют мало внимания. И если шестую (и последнюю) симфонию можно услышать в нескольких фильмах, в том числе и в «Авиаторе», то с остальными симфониями дела обстоят хуже — в популярных фильмах эта музыка встречается редко. Зато киношникам хорошо подходит музыка из балетов — её цитируют гораздо чаще.

Первая симфония Чайковского. О чём она

Мне нравится первая симфония Чайковского, но в кино она почти не встречается, разве что звучит в начале фильма «Игрушки».

Музыка — искусство абстрактное. Особенно музыка без слов. Слушателю нужно самому додумать о чём рассказывает композитор. Правда, иногда композитор оставляет подсказки, как, например, Чайковский в первой симфонии. У симфонии есть название — «Зимние грёзы». Такой подход называется программным — композитор словно вручает слушателю программку — вот, посмотри, на какую тему я фантазировал.

Обычно симфонии состоят из четырёх частей, каждая из которых строится по определённым шаблонам. Но это не жёсткое правило — даже у Чайковского есть исключения, например, третья симфония — пятичастная.

Первая часть

Первая часть первой симфонии называется «Грёзы зимнею дорогой». Во времена Чайковского путешествовали на лошадях и если подключить фантазию, то можно представить себе картину: зимняя дорога, темнеет, вокруг снег, носится ветер, колёса кареты вязнут и норовят соскользнуть с дороги. Ямщик старается держать карету ровно, темнеет и ехать становится всё тяжелей, но где-то впереди мерцают огни города. Всё это — первая мелодия, её называют основной. Вдруг она обрывается, оркестр замолкает. Звучит вторая мелодия — её играет кларнет. Вторую мелодию называют побочной. После чего снова звучит весь оркестр.

Когда слушателю представили обе мелодии, начинается новая часть — разработка — здесь композитор играет с мелодиями, перемешивает их, перемещает от инструмента к инструменту. После чего оркестр снова замолкает.

Заключительная часть называется реприза — тут снова звучат мелодии из первой части, задача репризы — завершить произведение.

Сам Чайковский писал: «Картина эта изображает большую дорогу зимой. Хороша она!»

Такой формат первой части симфонии композиторы использовали постоянно и называется он «сонатная форма». Если потренироваться, то можно наловчиться легко вычислять главную и побочную темы и следить за их развитием.

Первая симфония Чайковского. О чём она
Зимняя дорога

Думал ли Чайковский о карете, вязнущих в снегу лошадях и огнях города впереди? Вовсе не обязательно. Слушатель может нарисовать в воображении любую картину — может быть ему представится автомобиль, на котором нужно добраться до деревенского дома по заледеневшей дороге.

Вторая часть

Вторая часть симфонии — медленная, это свойственно симфониям, слушателю нужно отдохнуть. Можно представить, что пассажир кареты доехал и теперь сидит за столиком в тёплой комнате, пьёт чай и смотрит в окно на сугробы, может, даже режет пирог и о чём-то грустит — симфония ведь минорная.

Называется эта часть «Угрюмый край, туманный край», композитор вдохновлялся путешествием по Ладожскому озеру.

Третья часть

Третья часть симфоний обычно называют «скерцо», что переводится с итальянского как «шутка». Можно вообразить, что путешественник наконец-то немного развеселился и вспоминает, как он ехал по зимней дороге. Или, может быть, рассказывает историю своего путешествия друзьям.

Четвёртая часть

Четвёртая, финальная часть, интересна тем, что Чайковский берёт мелодию народной песни «Я посею ли, млада» и играет с ней. Композитор любил использовать народные песни. Эта часть — самая длинная в первой симфонии. Что происходит с нашим путешественником? Может быть, он собирается домой или готовится ко сну? Ответ предлагаю вам найти самим — ведь никакая музыка не сработает, если у неё не будет любопытного слушателя, то есть вас.

Киноакула