Деконструкция супергероики

В 2010 году вышел фильм «Пипец» (Kick-Ass). Это один из первых ярких примеров деконструкции жанра супергероики на большом экране. Главного героя здесь постоянно бьют и, вообще, ему не везёт. К тому же у парня, наряжающегося в зелёный костюм, совершенно нет суперспособностей, лишь только способность без конца огребать.

«Пипец» прославил актрису Хлою Грейс Морец, которая сыграла Убивашку. Вот она-то как раз настоящий супергерой — ни один негодяй от неё не уходит живым. 

«Пипец» прокатился скромно, но свои затраты отбил, так что в 2013 году вышло продолжение. К актёрскому составу добавился Джим Керри, он сыграл полковника Америку — главаря объединения супергероев «Справдливость Навсегда». 

Вторая часть прокатилась скромнее первой и проект «Пипец» был закрыт. К тому же Хлоя Грейс Морец осталась недовольна вторым фильмом и сказала, что больше сниматься в «Пипцах» не планирует. Зато история продолжилась в комиксах. С 2013 по 2014 год вышло восемь выпусков третьего тома Kick-Ass. И на этом история, действительно, закончилась. Но не закончились попытки продолжать разбирать супергеройские штампы.

Деконструкция супергероики
Homelander – предводитель супергероев из сериала «Пацаны»

В 2019 году на Амазон Прайм вышел сериал «Пацаны» (The Boys). Здесь обычные люди борются против прогнивших и испорченных супергероев. В основе «Пацанов» тоже лежат комиксы и это, пожалуй, один из самых ярких представителей жанра. Ещё до премьеры стало понятно, что получилось круто, так что «Пацанов» сразу продлили на второй сезон, а потом и на третий.

Деконструкция супергероики
Омни-Мэн — отец Неуязвимого и предводитель супергероев

Эксперименты продолжились в виде мультфильма. В 2021 году вышел «Неуязвимый» (Invincible). Основа — комиксы автора «Ходячих мертвецов». Супергероев здесь тоже без конца бьют, а главный из них, похоже, какой-то мошенник. Как и «Пацанов», менеджеры Амазона продлили мультфильм сразу на два сезона.

Деконструкция супергероики
Скрипачка Ваня — одна из учеников Академии Амбрелла

И вот, к экспериментам подключился Нетфликс. Кстати, один из хитов стриминга — сериал «Академия Амбрелла» (The Umbrella Academy) тоже своего рода пародия на супергероику, хоть местами и снятая в серьёзном ключе. Супергерои тут разочаровались в жизни и не особо-то рвутся спасать мир. Одна из главных героинь — девушка по имени Ваня, которая играет на скрипке и, кажется, вообще, не обладает никакими способностями. Сериал отлично пошёл и тоже был продлён сначала на второй, а потом и на третий сезон.

Деконструкция супергероики
Супергерой и Суперзлодей из сериала «Наследие Юпитера»

Ещё одна свежая работа — сериал «Наследие Юпитера» (Jupiter’s Legacy), снятый по комиксам Марка Миллара, того самого, который придумал Kick-Ass. Дело в том, что издательство Millarworld, которое основал Миллар, приобрёл Нетфликс. И приобрёл понятно зачем — экранизировать все комиксы автора.

В «Наследии Юпитера» речь идёт о супергероях, которые охраняют Америку. У них есть своеобразный кодекс — злодеев нельзя уничтожать, их можно только обезвреживать. Но не всем хочется соблюдать кодекс. Например, в одной из начальных сцен перед героем встаёт выбор — либо спасти отца и уничтожить монстра, либо дать чудовищу разорвать близких на куски. Герой спасает отца, нанося монстру сокрушающий удар и нарушает кодекс.

Вокруг этой ситуации и строится один из конфликтов сериала — нужно ли соблюдать кодекс, если при этом гибнут люди? Тем более что простые граждане, наоборот, требуют от супергероев жёсткости — никому не нравится, что злодеи могут бесчинствовать, а герои — нет.

Но не менее любопытна и вторая линия, которая развивается в 30-х годах. Зритель погрузится в мир Великой депрессии — мрачного десятилетия в американской истории: безработица, люди, не знающие, как жить дальше и всеобщее уныние. На фоне этого — лидер будущих супергероев будет обретать свою силу.

Чего не хватает сериалу, так это мощного саундтрека — во многом именно классной комбинацией музыки и действия так цепляли «Пацаны» и «Академия Амбрелла». Несмотря на впечатляющие драки, повествование тянется медленно, местами пробуксовывая, а некоторые конфликты между героями оставляют ощущение надуманности.

Тем не менее это ещё один образец жанра, который ставит вопросы о том, должен ли супергерой пользоваться теми же методами, что используют злодеи, а если нет — то как ему тогда побеждать?

Киноакула