Американский Остап Бендер. Каким он получился в фильме Мела Брукса

Роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» экранизировали в разных странах. К примеру, примечательна кубинская версия под названием «Las doce sillas». Главный герой тут Ипполито Гарриго, у которого революционеры отобрали всё его имущество. Единственный шанс на хорошую жизнь — найти стулья с сокровищами и уехать в Европу, где ещё уважают капитал. Остап Бендер в кубинской версии превратился в Оскара и отошёл на второй план — заправляет операцией Ипполито.

Но не менее интересна и американская экранизация, которую снял Мел Брукс. И если в кубинской версии действие было перенесено на остров, то вот у Брукса сюжет разворачивается в России.

Американский Остап Бендер. Каким он получился в фильме Мела Брукса
«Я потерял глаз и ногу в Зимнем Дворце. Подайте денег»

«Двенадцать стульев» снимали в Югославии, а роль Бендера исполнил Фрэнк Ланджелла. Тогда, в 1970 году, он ещё только начинал карьеру, а в 2008 его уже выдвигали на Оскар за роль президента Никсона в фильме «Фрост против Никсона».

Советские города в американских «стульях» получились опрятные.

Американский Остап Бендер. Каким он получился в фильме Мела Брукса
Город из американских «Двенадцати стульев»

Фильм снят с уважением к тексту повести Ильфа и Петрова, но отличия есть. Главное упущение — тут нет ни Грицацуевой, ни Эллочки, ни Васюков. Текст пришлось сократить, чтобы впихнуть погоню за сокровищами в одну серию. Стулья тут не так сильно разбежались по новым владельцам, как в оригинальном произведении.

Американский Остап Бендер. Каким он получился в фильме Мела Брукса

Ну и сюрприз — Бендер остаётся жив, хоть и закрывает совместное предприятие с Воробьяниновым.

«Посмотрите, три копейки, — кричит Бендер Кисе, — сможем мы прожить на три копейки? Я не могу вас больше содержать».

Американский Остап Бендер. Каким он получился в фильме Мела Брукса
Воробьянинов и Бендер

Сам режиссёр вспоминает, что съёмки фильма обошлись недорого, да и по времени съёмочную группу не ограничивали.

В 1970 году «Двенадцать стульев» прошли незамеченными, но позже фильм переиздавали вместе с другими фильмами Брукса. Вообще, Мэл Брукс снимал хорошие комедии, например, «Дракула: Мёртвый и довольный» с Лесли Нильсеном в главной роли. Пародийный жанр удавался Бруксу, взять тот же фильм «Робин Гуд: Мужчины в трико», а ещё «Космические яйца» — прекрасная пародия на «Звёздные войны», сценарий к которой одобрил сам Джордж Лукас.

Киноакула