Итальянское кино. Начало

С помощью итальянских фильмов можно спокойно путешествовать по Италии. Нет такого места в этой стране, куда не забрались бы киношники.

Это первая статья про кино Италии, в ней мы посмотрим, с чего начинался итальянский кинематограф.

В Италии признак патриотизма — это в первую очередь гордость местом, в котором ты вырос. Житель Италии скорее скажет, что он римлянин, венецианец или сард, нежели что он итальянец. Тем интереснее взглянуть на первый фильм, который произвёл национальный кинематограф.

Взятие Рима

Первый итальянский художественный фильм — «Взятие Рима» (La presa di Roma). Снял его Альберини Филотео в 1905 году.

Фильм рассказывает о завершении объединения Италии. Это случилось в 1870 году, тогда же Рим стал столицей объединённой Италии. До этого на территории Италии существовало несколько городов-государств. Границы, которые Италия установила в 1870 году, сохранились до сегодняшнего дня.

Итальянское кино. Начало
Итальянские войска входят в Рим через брешь в стене. Кадр из фильма «Взятие Рима»

«Взятие Рима» словно символизирует, что именно киношникам в двадцатом веке и предстоит связать между собой большую и разнообразную страну и создать продукт, который можно будет называть не флорентийским или миланским, а именно итальянским.

Развитие кино

К моменту выхода первого фильма, индустрия кино уже развивалась. В 1904 году итальянцы начали строить кинотеатры и доступ туда был открыт всем. В Риме и Турине появились кинофабрики. Начали писать рецензии первые кинокритики.

Появился новый жанр — пеплумы. Это были серьёзные картины, которые строились на античных сюжетах. Длительность фильма могла доходить до двух часов. Производство было дорогим: куча массовки, много панорам, исторические костюмы и сложные батальные сцены.

Одним из первых таких фильмов стал «Кабирия» (Cabiria), который вышел в 1914 году.

Фильм начинается с извержения вулкана Этна на Сицилии. Город Катания превращается в руины. Кабирия — это имя девочки, единственной дочери патриция Батто. Патриций уверен, что его дочь погибла, однако на самом деле она спаслась. На протяжении двух часов режиссёр Джованни Пастроне рассказывает о судьбе Кабирии.

Итальянское кино. Начало
Извержение вулкана. Кадр из фильма «Кабирия»

Для того, чтобы снять этот фильм, режиссёр запантентовал специальную тележку, на которую ставил камеру. Это позволяло оператору двигаться вслед за актёрами. Такой метод съёмки называют «тревеллинг».

Расцвет пеплумов закончился в 60-х, но тем не менее они дожили и до сегодняшнего дня. К примеру, фильмы «Гладиатор» или «Троя» тоже можно считать пеплумами.

Итальянское кино. Начало
Этот фильм вдохновлялся пеплумами. Кадр из «Гладиатора»

Лучшие годы и упадок

Итальянский кинематограф начал производить фильм за фильмом. В 1920 году вышло 220 фильмов. Италия уверенно заявила о себе — фильмы получались не хуже французских. Однако, режиссёрам приходилось конкурировать с американскими фильмами. И итальянцы стали проигрывать американцам. Спрос на национальное кино падал. К концу 20-х итальянцы производили не более десяти фильмов в год.

Фильмы проваливались один за другим. Крупнейший фильм «Солнце» 1929 года понравился критикам, но вот зрителей собрал мало. Надежды режиссёра и критиков не оправдались.

С 1931 по 1933 год итальянское правительство вводило меры по защите национального кинематографа. Появились квоты для кинотеатров на обязательное количество итальянских фильмов в расписании, иностранное кино обложили налогами. Правительство создало специальный фонд кино.

В 1932 году, чтобы поддержать киноиндустрию, Бенито Муссолини открыл Венецианский международный кинофестиваль, который проводится и по сей день. Главный приз — «Золотой лев».

Всё это привело к перезапуску итальянского кинематографа. Уже к концу 30-х студии выпускали около 40 фильмов в год. В пригороде Рима в 1937 году открылась студия Чинечитта, одна из крупнейших в мире. К сожалению, все фильмы 30-х были убыточными и индустрия, которая раньше кормилась деньгами зрителей, теперь выживала лишь за счёт государственного субсидирования.

В 30-х появился новый жанр — «Кино белых телефонов». О нём мы поговорим в следующей статье.

Киноакула