«Двенадцать стульев». Где снимали свои фильмы Гайдай и Захаров на самом деле

Сегодня Остап Бендер всё так же привлекает режиссёров. К сожалению, все самые лучшие фильмы про великого комбинатора остались в советском прошлом. Давайте посмотрим на две лучших экранизации фильма «Двенадцать стульев» и прогуляемся по местам съёмок.

Фильм Гайдая открывается сценой, в которой мальчик просит у Бендера десять копеек. Это город Рыбинск и жители города легко узнают свои любимые места. На время съёмок Рыбинск украсили старинными вывесками, говорят, что некоторые даже пытались зайти в несуществующие магазины.

«Двенадцать стульев». Где снимали свои фильмы Гайдай и Захаров на самом деле
Это город Рыбинск

Город Рыбинск с лёгкостью исполнил роль Старгорода, ведь здесь сохранилось много старинных зданий. Для массовки создатели фильма привлекли местных жителей.

В Пятигорске есть памятник помощнику великого комбинатора — Кисе Воробьянинову. Дело в том, что Гайдай снимал свой фильм и в этом городе.

«Двенадцать стульев». Где снимали свои фильмы Гайдай и Захаров на самом деле
Это Пятигорск, за орлом — телевышка

Режиссёр столкнулся с проблемой — прямо на вершине горы Машук расположена телевышка, её построили в 1959 году. В тридцатые годы, когда происходит действие фильма, такой конструкции быть не могло. Гайдай пошёл на хитрость и выстроил кадр так, что вышку загораживает орёл.

Сцену встречи Бендера и Кислярского снимали в Батуми.

«Двенадцать стульев». Где снимали свои фильмы Гайдай и Захаров на самом деле
Это Батуми

Гайдаю пришлось поездить, чтобы отснять свой фильм. Это была особенность работы режиссёра — он собирал декорации для своих фильмов из самых разных кусочков настоящих городов, иногда объединяя в соседних кадрах города, находящиеся за тысячи километров друг от друга. Советский режиссёр Лев Кулешов называл такой приём «Творимая земная поверхность». Именно так Гайдай собрал несуществующий город Южногорск в «Спортлото 82».

В отличие от Гайдая, Захарову не пришлось много ездить. Свой фильм режиссёр отснял полностью в павильонах. Именно поэтому его фильм напоминает театр, а города выглядят неестественно — это просто декорации.

«Двенадцать стульев». Где снимали свои фильмы Гайдай и Захаров на самом деле
Миронов в роли Бендера

За Мироновым в роли Бендера тоже увязывается мальчишка. Зрителю сразу понятно — динамика фильма совершенно другая, комбинатор теперь поёт про далёкий Рио и никуда не торопится. В отличие от фильма Гайдая, у Захарова повествование идёт ближе к тексту Ильфа и Петрова, и фильм начинается не с Бендера. Ведь в книге великий комбинатор появляется только в пятой главе.

«Двенадцать стульев». Где снимали свои фильмы Гайдай и Захаров на самом деле
Это тоже павильон

Пускай вас не смущает лошадь — она тоже находится в павильоне. За всё время, пока идёт фильм, вы не увидите неба — в павильоне ему неоткуда взяться.

«Двенадцать стульев». Где снимали свои фильмы Гайдай и Захаров на самом деле
Киса и Бендер

Сцена, в которой Киса просит подаяния — это тоже павильон, как и сцена с Кислярским. Сравните с дышащим воздухом фильмом Гайдая.

«Двенадцать стульев». Где снимали свои фильмы Гайдай и Захаров на самом деле
Встреча с Кислярским

Но не нужно думать, что павильонные съёмки — это обязательно плохо. Вовсе нет. Просто Марку Захарову было проще работать в павильонах, к тому же его произведение в два раза длиннее. Гайдай снимал динамичную комедию, а Захаров — музыкальный фильм.

У каждой из этих версий «Двенадцати стульев» есть поклонники и они до сих пор спорят, какой фильм лучше. Спорить можно долго, но нужно признать — у нас нет лучших версий «Двенадцати стульев», а эти два фильма — настоящая классика советского кинематографа и пересматривать их можно бесконечно.

Киноакула